"Транснефть" может досрочно погасить кредит в $10 млрд, который получила от Банка развития Китая в 2009 году, если начнет судебные разбирательства с CNPC. На переговорах в начале недели компания сообщила об этом представителям банка, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник. Однако решение о подаче иска еще не принято. В "Транснефти" официально эту информацию не комментируют.
Спор между CNPC и "Транснефтью" возник в начале года вокруг стоимости поставляемой в Китай нефти. В 2009 году "Роснефть", "Транснефть" и CNPC подписали соглашение, по которому российские компании обязались поставить в Китай в 2011-2030 годах на льготных условиях 300 млн тонн нефти в обмен на кредиты в $15 млрд и $10 млрд соответственно. Полученные средства "Роснефть" частично потратила на то, чтобы расплатиться за активы ЮКОСа, а "Транснефть" — на строительство ответвления от ВСТО до границы с Китаем.
Стоимость нефти определяется в соглашении специальной формулой, которую стороны не раскрывают. Однако в марте этого года стало известно о долге CNPC в $40 млн. Стороны по-разному оценили коэффициент T, который влияет на стоимость прокачки нефти. После ввода в эксплуатацию ответвления от ВСТО маршрут поставок сократился, поэтому она должна быть дешевле на $13, считают в CNPC. Но в России действует единый сетевой тариф в размере 1815 руб. за тонну (около $65), поэтому стоимость прокачки уменьшаться не должна, убеждены в "Транснефти". "Роснефть" и "Транснефть", по неофициальной информации, оценивали потери от одностороннего пересмотра контракта до 2030 года в $11,3 млрд и $16,9 млрд соответственно.
| АНАЛИТИК: ВРЯД ЛИ «ТРАНСНЕФЬ» БУДЕТ ЖЕРТВОВАТЬ МНОГОМИЛЛИАРДНЫМ ДОЛГОСРОЧНЫМ ДОГОВОРОМ НА ПОСТАВКУ НЕФТИ РАДИ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, ПОЭТОМУ ПОКА ЭТО ВЫГЛЯДИТ ЛИШЬ КАК УГРОЗА В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ЧЕТКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ | |
Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил «Газете.Ru», что компания совместно с «Роснефтью» готовит иск в Лондонский арбитраж. По словам Демина, сначала китайцы недоплачивали порядка $12 за каждый баррель нефти, затем Китай выплатил часть долга (около $195 млн), так что недоплата составляла $9 за каждый поставленный баррель, а затем снизила эту цифру до $3. При ежедневном объеме прокачки примерно в 40–41 тысяча тонн «Транснефть» каждый день теряет около $290–300 тысяч.
Вряд ли «Транснефь» будет жертвовать многомиллиардным долгосрочным договором на поставку нефти ради сотни миллионов долларов, поэтому пока это выглядит лишь как угроза в условиях отсутствия четких договоренностей, цитирует RBC Daily аналитика ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «Это невыгодно и с политической точки зрения. С Китаем необходимо выстраивать долгосрочные отношения. Ведь до сих пор нет договоренностей о поставках газа в страну, а российские компании заинтересованы присутствовать на этом растущем рынке», — говорит он. По его мнению, единственный возможный источник средств для «Транснефти» на погашение китайского кредита — займы в российских банках.
По данным финансовой отчетности «Транснефти» по МСФО, за первый квартал 2011 года долгосрочные обязательства компании составили 696,23 млрд руб., краткосрочные — 138,9 млрд руб., чистая прибыль — 85,5 млрд руб., выручка — 149,2 млрд руб.
|