Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Технический надзор систем газификации
Суббота, 23.11.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2018 » Октябрь » 19 » Украина намерена составить конкуренцию «Северному потоку-2»
06:31
Украина намерена составить конкуренцию «Северному потоку-2»
Как заявил главный коммерческий директор компании "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко, стоимость транзита природного газа через территорию его страны значительно снизится, начиная с 2020 года – это произойдет после того, как истечет срок действия контракта по транзиту газа между "Нафтогазом" и "Газпромом".

"С 2020 года тарифы снизятся примерно до десятой части (от действующих), и это сделает транзит по украинской газотранспортной системе значительно дешевле, чем по "Северному потоку - 2", - передает ТАСС слова Юрия Витренко. Стоит напомнить, что «Нафтогаз» давно думает, что ему делать с конкурентом, строящимся сейчас Россией. На первый взгляд, снижение стоимости может быть привлекательным. Впрочем, озвученное предложение вряд ли заинтересует «Газпром». Ранее Алексей Миллер заявил, что транзит газа через Украину будет сохранен, но сокращен после запуска «Северного потока 2» в шесть раз.

Возраст труб украинской ГТС составляет от 28 до 40 лет, то есть некоторые из них уже прямо сейчас нуждаются в модернизации, чтобы продолжать работать, отмечает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По оценкам компании, Нафтогазу может потребоваться до 7 млрд долларов, чтобы модернизировать свою ГТС, но при этом собственных средств не хватит, глава Нафтогаза уже заявлял, что потребуется инвестор, причем не какой-нибудь, а иностранный.

Иностранный инвестор мог бы стать неким гарантом стабильности функционирования ГТС для западных стран. Но, считает аналитик, его будет сложно найти: Украина, как обычно, будет предлагать очень выгодные условия для себя и не очень выгодные — для иностранного партнера, ведь ее ГТС — это не просто коммерческий проект, это одна из главных артерий, питающих украинскую экономику. По сути, Нафтогаз идет ва-банк: судебный процесс против Газпрома в Стокгольме, отсутствие собственной инвестпрограммы, невозможность государства помочь Нафтогазу по причине собственной тотальной зависимости от кредитов МВФ.

В судебном процессе, если отбросить детали, позиция Газпрома выглядит сильнее, полагает Антонов: по действующему контракту прописаны обязательства Украины по отбору газа, а также штрафные санкции за невыполнение этих обязательств, а вот обязательства по объему транзита газа прописаны без штрафных санкций. А если заглянуть еще на 3 года вперед, то к этому времени может начать функционировать «Северный поток 2». То есть Нафтогаз в любом случае потеряет часть рынка транзита, поэтому находится в безвыходном положении, и будет, скорее всего, действовать агрессивно.

Впрочем, Украина — не единственная страна, которая может потерять доходы от транзита из-за «Северного потока 2». Как напоминает аналитик, это также страны, которые находятся далеко от точки поступления газа и которые потеряют за счет высоких транзитных платежей. К ним относятся также Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Румыния, Словакия. Это целая плеяда стран, которая будет бороться против новой ветки газопровода, но, скорее всего, остановить ее не сможет. Страны, специализирующиеся на транзите газа, априори находятся в уязвимом положении, и, чтобы удержаться на этом рынке, им ничего не останется, кроме как снижать стоимость транзита.

Решение Киева перейти к пересмотру условий транзита во многом продиктовано давлением из ЕС, считает, в свою очередь, генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. Он напоминает, что на прошлой неделе Стокгольмский арбитраж неожиданно перенес дату вынесения решения по долгому и сложному разбирательству между Газпромом и Нафтогазом. С большой долей вероятности, решение было бы в пользу российской компании, что, и в этом руководство украинской компании уже призналось, привело бы к банкротству, так как 37 млрд долларов - это непомерная нагрузка для Нафтогаза, взять эти деньги просто неоткуда, с учетом того, что, кроме транзита российских энергоносителей, альтернативных источников дохода у него попросту нет.

В случае банкротства Нафтогаза под вопросом окажутся поставки газа в Европу, а это уже проблема ЕС, на рынке которого доля Газпрома доходит до половины поставок. 

«Я не думаю, что с учетом недавнего требования украинского антимонопольного комитета арестовать имущество и активы Газпрома, отношение к Газпрому как-то изменилось в лучшую сторону. Внезапная оттепель и готовность идти на переговоры, в том числе в отношении стоимости транзита, на мой взгляд, в первую очередь связана с давлением со стороны ЕС», – говорит Роман Паршин.

Этот шаг навстречу, а также ответные заявления Газпрома относительно сохранения украинского транзита даже при условии запуска новых альтернативных маршрутов (Северный поток 2), опять же совершенно неслучайно совпали по времени с реализацией мер в рамках сделки Газпрома с ЕК. Одним из требований Еврокомиссии и руководства в частности Германии, одного из крупнейших бенефициаров новой ветки Северного потока, было именно сохранение украинского транзита. Очевидно, констатирует эксперт, что намерения сохранить это направление со стороны Газпрома отвечает исключительно его интересам в контексте сделки с ЕК. Однако с учетом того, что сделка ни коим образом не затрагивала вопроса объемов прокачки, Газпрому достаточно сохранить их на номинальных уровнях, грубо говоря, «для галочки».

Если Северный поток все-таки начнет новую эпоху развития, как и планировалось в 2018 году, то актуальным украинский транзит останется лишь в перспективе до 2021-2022 года, после чего объемы прокачки достигнут минимальных значений при наличии альтернативного пути поставок, указывает Паршин. Но это в перспективе, а пока украинский транзит жизненно важен как для ЕС, так и для Газпрома, так что договариваться сторонам все же придется. 

Просмотров: 207 | Добавил: cotiso1981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0