Главная » 2018»Июнь»14 » "Время новостей: Борьба за наследие Туркменбаши
08:30
"Время новостей: Борьба за наследие Туркменбаши
Геополитическая борьба за газовые ресурсы каспийского региона вновь накалилась. Движущей силой этого процесса является активизация НАТО, чуть ли не официально объявившего Москву "энергетическим" диктатором; программные заявления Брюсселя о горячей поддержке Транскаспийского газопровода, который позволит доставить туркменский и казахский газ в ЕС в обход России; активная агитация Азербайджана, готового стать посредником в переговорах о создании транспортного энергокоридора Средняя Азия-Закавказье-Турция-Европа.
Азербайджан, обиженный повышением цен на российский газ до европейского уровня (230 долл. за тысячу кубометров) с 1 января 2007 года, похоже, горит желанием поквитаться с Москвой. Баку уже публично агитирует европейцев закрыть глаза на нарушение прав человека в Туркменистане и постараться законтрактовать газ в Ашхабаде напрямую, а не перекупать его у "Газпрома", как это происходит сейчас. "Европейские нации приглашаются заключить пакт и войти в кооперацию с Туркменией, - заявил вчера Reuters заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Ашимов. - В результате, по моему мнению, можно будет говорить о возникновении новой группы интересов". Он также отметил, что если закупка газа будет происходить напрямую, то от этого "выиграет не только Туркмения, но и Европа, поскольку получит дополнительный источник энергии". 20-30 млрд кубометров среднеазиатского газа в год для транзита позволят Баку не только повысить политическое влияние в регионе и создать противовес России, но и прилично заработать.
Впрочем, морально в Брюсселе уже готовы поступиться демократическими принципами в угоду энергетической безопасности. В представленном в начале этого года проекте энергетической стратегии ЕС самым приоритетным инфраструктурным ее элементом назван Транскаспийский газопровод, который должен соединить газовые месторождения Туркменистана и Казахстана с уже построенным газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум и дать гарантии загрузки газопровода Nabucco (из Турцию в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию). Эту трубу мощностью 30 млрд кубометров газа в год консорциум во главе с австрийской OMV планирует построить к 2011-му, когда странам ЕС потребуются дополнительный объем газа. Однако до сих пор нет гарантированного источника. Азербайджанское месторождение "Шах-Дениз", на первой фазе разработки которого планируется добывать 8 млрд кубометров в год, не может обеспечить необходимый объем. Поэтому европейские эмиссары пытаются развернуть в сторону "Транскаспия" потоки туркменского и казахского газа, которые сейчас ориентированы на "Газпром".
Так, в середине марта в Ашхабаде побывала делегация консорциума, который на средства Еврокомиссии готовит ТЭО прокладки газопровода по дну Каспия, а в минувший понедельник новый президент Туркменистана Гурбангуллы Бердымухаммедов принял спецпредставителя генсека НАТО Роберта Симмонса. Подробности переговоров не сообщались, но очевидно, что газовая тема была превалирующей. Также очевидно, что это не последний визит эмиссаров Транскаспийского проекта в Туркменистан и Казахстан. Сегодня в Ашхабад планирует прибыть премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, чтобы обсудить тему поставок туркменского газа.
Хотя российскую делегацию во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым, участвовавшую в инаугурации г-на Бердымухаммедова, заверили в том, что газовые договоренности Москвы и Ашхабада останутся в силе, у "Газпрома" есть все основания опасаться новых демаршей. Формально Туркменистан вполне может выполнить заключенный между главой "Газпрома" Алексеем Миллером и покойным Сапармуратом Ниязовым контракт на поставку 50 млрд кубометров газа в год по цене 100 долл. за тысячу кубометров. Ведь договор действителен только до 2009 года включительно, а на более длительный срок контрактных обязательств Ашхабад перед Москвой не имеет. То есть с 2010 года можно продавать газ европейцам, которые к этому времени помогут проложить Транскаспийскую трубу.
В "Газпроме" от комментариев отказались. Однако источник в компании напомнил, что между Россией и Туркменистаном еще в 2003 году подписано соглашение о сотрудничестве на 25 лет, предусматривающее продажу "Газпрому" от 60 до 90 млрд кубометров газа ежегодно. По словам собеседника "Времени новостей", соглашение имеет юридическую силу, хотя в нем и не прописаны конкретные условия поставок. Между тем добиться от г-на Ниязова подписания долгосрочного контракта с понятной формулой цены так и не удалось, что сохраняет вероятность ценового шантажа и со стороны новой власти Туркмении.
Позиция Казахстана также весьма подвижна. Высокопоставленные чиновники в Астане не раз говорили о желании получить доступ к прямым поставкам газа в Европу, который они явно не получат от "Газпрома". Концерн был готов увеличить долю "Казмунайгаза" от реализации казахского газа через единый экспортный канал, но не уступить рынок. Поэтому можно предположить, что Казахстан открыт для предложений по организации обходного маршрута, который осенью прошлого года обсуждал с казахстанским правительством еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс.
История со срывом договоренностей о создании совместного предприятия по переработке на Оренбургском заводе газа с месторождения "Карачаганак" и подписании долгосрочных контрактов на закупку этого газа в портфель "Газпрома" лишь подтверждает казахские риски. Как известно, осенью прошлого года Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев благословили создание паритетного СП "Газпрома" и "Казмунайгаза". Российский концерн должен был внести в него имущество Оренбургского ГПЗ на сумму 19,2 млрд руб., а "Казмунайгаз" - выкупить 50% предприятия примерно за 330 млн долл., которые пойдут на модернизацию и развитие завода. СП, как планировалось, заключит долгосрочный контракт на поставку 15 млрд кубометров газа в год с "Казросгазом", который, в свою очередь, гарантирует их переработку на мощностях СП на условиях процессинга. А затем перепродаст большую часть газа на российско-казахской границе структурам "Газпром экспорта" по 145 долл. за тысячу кубометров (при существующей конъюнктуре цен в Европе). Однако долгосрочные контракты, как и в случае с Туркменистаном, так и не были заключены, а значит, сохраняется возможность перенаправить и казахские объем в сторону "Транскаспия".
Вопрос в том, готовы ли европейцы к диверсификации любой ценой. Ведь строительство необходимой инфраструктуры может побить все рекорды по капвложениям в газопроводные проекты, что отразится и на цене газа для покупателей в ЕС. Кроме того, собрать и организовать такое количество участников (только транзитных стран получается шесть) с разнонаправленными и постоянно меняющимися политическими установками - дело сложное и рисковое, которое вряд ли сможет стать фундаментом энергетической безопасности Европы.
Европейская комиссия будет последовательно настаивать на дроблении собственности компаний, работающих в энергетической отрасли Евросоюза, а именно на отделении производства от распределения энергии. Об этом заявила вчера в Европарламенте член ЕК Неели Круз, которая курирует вопросы конкуренции. Она, в частности, указала на "Газпром" как на компанию, которая не отвечает европейским принципам конкуренции и отношения с которой "чреваты риском зависимости". При этом г-жа Круз подчеркнула, что Брюсселю "для принятия решений в области конкуренции не важна форма собственности - государственная или частная". По ее мнению, разделить производство и распределение - это "лучший способ преодолеть сегодняшние проблемы энергетической отрасли ЕС, которая сталкивается с недостатком конкуренции и инвестиций". Отвечая на вопрос германского депутата Курта Лаука о "Газпроме", она сказала: "Проблема не просто в том, что компания является одновременно производителем и продавцом энергоносителей. Проблема даже серьезнее, поскольку ей принадлежит еще и инфраструктура, это чревато риском зависимости".